Портал интересного Sotel - будь как дома

  • Вход
  • Регистрация
  • Повесть Временных лет (Рейтинг: 0)

    Печать / RSS
    [img=93609_327]"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных
    сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда
    летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее
    старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV.
    Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей,
    легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и
    событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.


    [img=16808_468]

    BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

    Так начнем повесть сию.
    По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И
    достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину
    до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,
    Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди,
    Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
    Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая
    Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,
    Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия,
    Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке
    находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия,
    Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая
    Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая
    Нил.
    Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения
    Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,
    Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,
    Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес,
    Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.
    Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,
    Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река
    Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай,
    Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие
    реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть
    Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря,
    мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,
    зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря
    Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов
    Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской.
    Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы,
    галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они
    примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
    Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не
    вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый
    народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до
    неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар
    строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40
    лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал
    Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70
    и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром
    великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном,
    и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
    По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима
    восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и
    северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от
    племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.
    [img=14748_275]
    Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская
    и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами
    своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава
    и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые
    хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и
    поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле
    и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные
    - мазовшане, иные - поморяне.
    Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а
    другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и
    Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,
    по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.
    Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем -
    славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по
    Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся
    славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
    Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в
    Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по
    Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает
    Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море
    Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по
    тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в
    которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
    юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
    Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью
    устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и
    в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от
    варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в
    Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как
    говорят, святой Андрей, брат Петра.

    [img=60441_790]
    Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
    от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
    днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он
    пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним
    ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет
    город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,
    благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где
    впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где
    нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как
    моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в
    Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
    Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их
    сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
    на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
    вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И
    творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
    омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
    побыв в Риме пришел в Синоп.
    Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и
    до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все
    своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были
    три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их -
    Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,
    которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась
    по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и
    назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а
    были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и
    доныне в Киеве.
    Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда
    у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на
    Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий
    княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих
    почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,
    пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел
    сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне
    называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой
    город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же
    скончались.
    И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян
    было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а
    другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,
    сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же
    город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.
    А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере
    также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома,
    говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,
    говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:
    поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
    прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться
    волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,
    черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,
    - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных
    странах.
    Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от
    скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были
    поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю
    Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,
    персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя
    Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и
    притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским:
    бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но
    приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина,
    - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог
    истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на
    Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.
    После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было
    это после - уже при Олеге.
    Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
    славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от
    тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от
    рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли
    и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом
    своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в
    мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили
    по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле
    Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и
    сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
    Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и
    каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
    стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
    свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не
    идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят
    за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:
    убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали
    девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,
    как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и
    браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на
    эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен
    по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то
    устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту
    колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой
    сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого
    же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего,
    но сами себе устанавливающие закон.
    Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо
    письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают
    как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют
    они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и
    прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать
    зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или
    островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не
    пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх
    Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы
    и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят
    людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у
    халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев
    и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если
    будут далеко от своей страны.
    Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела
    совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими
    мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на
    зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии
    же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь
    имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не
    сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,
    единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются
    с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим
    праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест.
    Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же
    девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
    Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь
    проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков
    и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих
    отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое
    крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы
    крестились во Христа и во Христа облеклись.
    По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),
    стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
    сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне,
    посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к
    старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них:
    "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять
    спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские:
    "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной
    стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать
    дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле
    говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе
    египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому
    суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от
    Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а
    после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами
    и по нынешний день.
    В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала
    прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе
    приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот
    почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года,
    а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430
    лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала
    царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до
    Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от
    Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего
    542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения
    Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор
    как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря
    до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до
    первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37
    лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти
    Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.

    [img=54047_390] Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как
    уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку
    года.
    В год 6361 (853).
    В год 6362 (854).
    В год 6363 (855).
    В год 6364 (856).
    В год 6365 (857).
    В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу
    и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили
    крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех
    бояр и заключил мир с болгарами.
    В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и
    с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по
    серебряной монете и по белке от дыма.
    В год 6368 (860).
    В год 6369 (861).
    В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали
    сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у
    них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе
    князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам,
    к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные
    норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь,
    словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
    Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам,
    и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а
    другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех
    варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского
    рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его
    Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города
    - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -
    находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи,
    в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми
    властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и
    отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда
    плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это
    городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые
    построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань
    хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много
    варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
    В год 6371 (863).
    В год 6372 (864).
    В год 6373 (865).
    В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в
    14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян,
    дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет
    походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество
    христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом
    вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой
    Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой
    Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было
    спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные
    волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и
    переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться
    домой.
    В год 6375 (867).
    В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
    В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
    В год 6378 (870).
    В год 6379 (871).
    В год 6380 (872).
    В год 6381 (873).
    В год 6382 (874).
    В год 6383 (875).
    В год 6384 (876).
    В год 6385 (877).
    В год 6386 (878).
    В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу
    своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
    В год 6388 (880).
    В год 6389 (881).
    В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов:
    варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с
    кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда
    отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам
    Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних
    воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца
    Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду
    и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря.
    Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили
    все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не
    княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика".
    И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе,
    которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле
    Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой
    Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам
    русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот
    Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и
    установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради
    сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

    В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал
    дань с них по черной кунице.
    В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил
    на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их"
    и вам (им платить) незачем".
    В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете
    дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам,
    но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал
    Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и
    тиверцами воевал.
    В год 6394 (886).
    В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался
    Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.
    В год 6396 (888).
    В год 6397 (889).
    В год 6398 (890).
    В год 6399 (891).
    В год 6400 (892).
    В год 6401 (893).
    В год 6402 (894).
    В год 6403 (895).
    В год 6404 (896).
    В год 6405 (897).
    В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь
    Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь
    половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые
    прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и
    славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю
    захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и
    поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля
    Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и
    Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един
    народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и
    моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них
    ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же
    грамота и у русских, и у болгар дунайских.
    Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и
    Коцел послали к царю Михаилу, говоря: "Земля наша крещена, но нет у нас
    учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь
    не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие
    иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите
    нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их".
    Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное
    славянскими князьями. И сказали философы: "В Селуни есть муж, именем Лев.
    Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные
    философы". Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со
    словами: "Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина".
    Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он
    им: "Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя,
    который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят". И
    уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и
    Коцелу. Когда же (братья эти) пришли, - начали они составлять славянскую
    азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они
    о величии Божьем на своем языке. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие
    книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что "ни одному народу
    не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно
    надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих
    языках)". Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто хулит славянские
    книги, сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все
    народы", и другое: "Пусть все народы восхвалят величие Божие, поскольку дух
    святой дал им говорить". Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет
    отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их следует
    узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте
    божественного учения и не отвергните церковного поучения, которое дал вам
    наставник ваш Мефодий". Константин же вернулся назад и отправился учить
    болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии. Затем князь Коцел поставил
    Мефодия епископом в Паннонии на столе святого апостола Андроника, одного из
    семидесяти, ученика святого апостола Павла. Мефодий же посадил двух попов,
    хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого языка на
    славянский за шесть месяцев, начав в марте, а закончив в 26 день октября
    месяца. Закончив же, воздал достойную хвалу и славу Богу, давшему такую
    благодать епископу Мефодию, преемнику Андроника; ибо учитель славянскому
    народу - апостол Андроник. К моравам же ходил и апостол Павел и учил там;
    там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где
    первоначально жили славяне. Поэтому учитель славян - апостол Павел, из тех
    же славян - и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил
    славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником
    Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались
    русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была
    славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им
    общий - славянский.

    В год 6407 (899).
    В год 6408 (900).
    В год 6409 (901).
    В год 6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав,
    попленили всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а
    угры двинулись против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в
    Доростол.
    В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его,
    и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу.
    В год 6412 (904).
    В год 6413 (905).
    В год 6414 (906).
    В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же
    с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян,
    и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и
    тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И
    с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.
    И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег
    на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города
    грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в
    плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых
    побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно
    делают враги.
    И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса
    корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к
    городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи
    города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли
    ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались
    греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом".
    И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было
    в каждом корабле по 40 мужей.
    И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал
    Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире
    с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла,
    Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали
    греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000
    кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов:
    прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка,
    для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят
    великие князья, подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут
    содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут
    месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им
    баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у
    царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались
    греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то
    пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим
    приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей.
    Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к
    ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им
    месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из
    Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни
    ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют,
    сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".
    Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать
    дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его
    водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном,
    своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: "Сшейте
    для руси паруса из паволок, а славянам копринные", - и было так. И повесил
    щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь
    паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали
    славяне: "Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок". И
    вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое
    узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и
    непросвещенными.
    В год 6417 (909).
    В год 6418 (910).
    В год 6419 (911). Явилась на западе большая звезда в виде копья.
    В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить
    договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора,
    заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского -
    Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар,
    Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя
    русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его
    великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге
    самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней
    дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей
    и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость,
    превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую
    постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не
    только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим,
    утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.

    Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по
    Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами,
    греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не
    дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или
    преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся,
    насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда
    непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с
    закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую
    же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко
    всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.
    А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те
    злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно
    совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая
    домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та,
    пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.
    Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского,
    - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то
    ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет
    родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей
    по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под
    судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.
    Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за
    тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же
    совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что
    пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся
    неуплаченной сумме пусть клянется по своей вер
    Автор: Олег (11.08.12 / 18:20)
    История руси, русские, славяне
    Рейтинг: 0
    Просмотры: 726
    Комментарии (0) »